Το 1961, ο Νικίτα Χρουστσόφ ανακοίνωσε την απόσυρση της Μόσχας από το μορατόριουμ των πυρηνικών δοκιμών.
Τον Σεπτέμβριο, ο Σοβιετικός ηγέτης προειδοποίησε τις Ηνωμένες Πολιτείες για τα σοβιετικά σχέδια να δοκιμάσουν μια βόμβα τέτοιας ισχύος που δεν είχε δει ποτέ ο κόσμος.
Μέχρι εκείνη τη στιγμή, και οι δύο υπερδυνάμεις είχαν ήδη συμμετάσχει στον «θερμοπυρηνικό αγώνα» για 10 χρόνια - η δύναμη των εκρηκτικών φορτίων υδρογόνου αυξανόταν κάθε χρόνο.
Η έκρηξη μιας βόμβας μεγατόνων στο Novaya Zemlya συνόψισε αυτόν τον διαγωνισμό. Οι Ηνωμένες Πολιτείες αποφάσισαν να αποκλιμακώσουν και το 1963 υπέγραψαν μια συνθήκη με τους Σοβιετικούς και τη Μεγάλη Βρετανία που απαγορεύει τις πυρηνικές δοκιμές σε νερό, αέρα και γη.
.Πώς πήγε η πυρηνική κούρσα μεταξύ ΕΣΣΔ και ΗΠΑ τη δεκαετία του 1950 Στις αρχές της δεκαετίας του 1950, η πυρηνική ισορροπία δεν ήταν υπέρ της ΕΣΣΔ.
Οι Ηνωμένες Πολιτείες είχαν 640 γομώσεις και η Ένωση είχε 25. Μέχρι το 1955, η Ουάσιγκτον είχε εκατοντάδες στρατηγικά βομβαρδιστικά B-36 και B-52, ικανά να μεταφέρουν ατομικές βόμβες χιλιάδες χιλιόμετρα, και η Μόσχα μπορούσε να το αντιμετωπίσει μόνο με πυραύλους μεσαίου βεληνεκούς . Το 1954, οι Αμερικανοί πυροδότησαν την υδρογόνο βόμβα Castle Bravo με απόδοση 15 μεγατόνων. Η πρώτη σοβιετική βόμβα υδρογόνου, η RDS-6, που πυροδοτήθηκε το 1952, είχε απόδοση «μόνο» 400 κιλοτόνων.
Η Μόσχα αποφάσισε, κοιτάζοντας πίσω στις αμερικανικές δοκιμές, να προετοιμάσει ένα ισχυρότερο όπλο - έως και 100 μεγατόνων TNT. Η πρώτη έκδοση της μεγάλης βόμβας σχεδιάστηκε από τα τέλη του 1955 έως τον Φεβρουάριο του 1957 στα Ουράλια. Το προϊόν υποτίθεται ότι είχε μήκος οκτώ μέτρα, διάμετρο δύο μέτρα και βάρος 26 τόνους. Από όλα τα σοβιετικά βομβαρδιστικά, το μόνο που μπορούσε να φέρει τέτοιο φορτίο μάχης ήταν το Tu-95. Ωστόσο, έπρεπε να εκσυγχρονιστεί σε μεγάλο βαθμό και το αποτέλεσμα ήταν ένα νέο αεροσκάφος, το Tu-95-202.
Οι πτητικές δοκιμές του νέου σκάφους, καθώς και ασκήσεις για τη ρίψη εικονικού φορτίου μάχης, πραγματοποιήθηκαν για δύο χρόνια στα πεδία εκπαίδευσης της Κριμαίας. Μέχρι το 1958, η ΕΣΣΔ ήταν έτοιμη να ξεκινήσει το σχεδιασμό και τη συναρμολόγηση μιας βόμβας υδρογόνου. Αλλά υπήρξε μια ξαφνική απόψυξη μεταξύ των δύο υπερδυνάμεων.
Ως αποτέλεσμα, το Tu-95-202 μεταφέρθηκε στην κατηγορία εκπαίδευσης και το 1960 αποφάσισαν να το καταργήσουν.
Что ускорило создание новой бомбы
Ситуация поменялась в августе 1961 года, когда начался «берлинский кризис», спровоцированный строительством стены в столице Германии между советским и западным секторами. Никита Хрущев требовал демонстрации военной мощи СССР: «Мы не можем сказать вслух, что ведем политику с позиции силы, но это должно быть так». Во время одного из совещаний с создателями первых ядерных бомб глава КПСС заявил: «Пусть это изделие висит над капиталистами, как дамоклов меч».
К сентябрю 1961 года бомба была почти готова, была разработана и система испытаний. Оставалось только создать на архипелаге Новая Земля необходимую инфраструктуру и разместить измерительную аппаратуру.
Хрущев, находясь в приподнятом настроении, рассказал об этом одному американскому политику, с которым встречался в Кремле. Тот поделился историей с прессой. В сентябре The New York Times выпустила об этом публикацию, а вскоре в Лондоне и Вашингтоне сторонники ядерного разоружения провели несколько многотысячных демонстраций с осуждением СССР и планируемого ядерного испытания 100-мегатонной бомбы.
Однако к тому моменту научное руководство проекта во главе с академиком Андреем Сахаровым решило уменьшить мощность заряда до 50 мегатонн. Ученые опасались, что воздушный взрыв 100-мегатонной термоядерной бомбы приведет к неконтролируемой цепной реакции атмосферного водорода. Теоретически, как тогда считали, это могло привести к выжиганию земного кислорода и гибели всего живого.
Хрущева об этом известили заранее, и 17 октября на XXII съезде КПСС он объявил: «Очень успешно идут у нас испытания и нового ядерного оружия. Скоро мы завершим эти испытания. Очевидно, в конце октября. В заключение, вероятно, взорвем водородную бомбу мощностью в 50 млн тонн тротила. Мы говорили, что имеем бомбу в 100 млн тонн тротила. И это верно. Но взрывать такую бомбу мы не будем, потому что если взорвем ее даже в самых отдаленных местах, то и тогда можем окна у себя выбить. Поэтому мы пока воздержимся и не будем взрывать эту бомбу. Но, взорвав 50-миллионную бомбу, мы тем самым испытаем устройство и для взрыва 100-миллионной бомбы. Однако, как говорили прежде, дай бог, чтобы эти бомбы нам никогда не пришлось взрывать ни над какой территорией».
Как произошел взрыв ярче тысяч Хиросим
Перед тем как взорвать 50-мегатонную бомбу, в Москве решили устроить последний тестовый прогон самолета, автоматики сброса и других систем. В начале октября над полигоном провели воздушный подрыв ядерной боеголовки мощью четыре мегатонны. Все системы отработали штатно.
Само 50-мегатонное оружие доставили на аэродром Оленья на Кольском полуострове из Арзамаса-16. Специальные литерные поезда делали несколько крюков, чтобы запутать иностранную разведку. Для установки бомбы на Ту-95 под ним вырыли котлован, потому что без него нагрузка не подвешивалась к фюзеляжу. Утром 30 октября 1961 года экипаж под управлением Андрея Дурновцева вылетел к месту испытания.
Бомбу сбросили примерно в 11:30 с высоты в 11,5 километра, и через 189 секунд на высоте 4200 метров над землей произошло срабатывание водородного заряда. Последовала ослепительная вспышка, длившаяся около минуты. Ядерный гриб вырос до 67 километров в высоту и 20 километров в диаметре. Сейсмическая волна от взрыва три раза обогнула земной шар. Мощность взрыва оказалась в 3333 раза больше, чем в Хиросиме.
«Нижняя часть ядерного шара не доставала поверхности, но из-за гор в районе Маточкина Шара мы увидели огромный черный столб, поднимавшийся вверх, как бы пытаясь соединиться с огненными шаром, расстояние с которым заметно увеличивалось. Ядерное облако при своем подъеме разрывалось на части воздушными потоками. Мы почувствовали слабые колебания земли под своими ногами, чего раньше почти не замечали. Я услышал громоподобные мощные звуки от самого взрыва, а затем и отраженные продолжительные звуки от новоземельских гор. Все это походило на артиллерийскую канонаду из гаубичных орудий, расположенных рядом с нами, или на серию взрывов крупных авиационных бомб», — вспоминал начальник испытательного полигона на Новой Земле в 1959–1963 годах Гавриил Кудрявцев.
Как рассказывал один из участников испытания, интенсивность света была такой, что пришлось надеть темные очки: «Земля содрогнулась под нами, а в лицо ударил тугой, крепкий, как удар хлыста, звук раскатистого взрыва. От толчка ударной волны трудно было устоять на ногах».
«В радиусе 50 километров от эпицентра все горело, хотя перед взрывом здесь лежал снег высотой в человеческий рост. Зрелище было ужасным. Если существует ад, то он должен выглядеть именно так. Земля горела, а скалы дымились, так как были раскалены еще и через несколько часов после взрыва», — рассказывал участник испытаний Юрий Лысенко.
Что произошло с экипажем самолета, сбросившего бомбу
Экипаж бомбардировщика в момент взрыва находился от эпицентра на расстоянии в 39 километров, а самолет-лаборатория — в 55. Машины начали терять высоту. В бомбардировщике трое из членов экипажа потеряли сознание. В салоне горела пыль и было, по описаниям участников полета, нестерпимо жарко. Вся светоотражающая краска на фюзеляже сгорела. Самолет ощутимо трясло. Несмотря на все проблемы, пилот бомбардировщика Андрей Дурновцев успешно посадил судно. За это он, его штурман и капитан самолета-лаборатории стали Героями Советского Союза. Остальные члены экипажа получали ордена Ленина, Октябрьской Революции и Красной Звезды.
«Место страшное»: готов ли к ядерным испытаниям полигон на Новой Земле
Зачем Шойгу прилетел на полигон в Арктике в разгар слухов о ядерной войне
Что за секретная ядерная ракета «Буревестник», о которой говорил Путин
Россия выходит из ДВЗЯИ: когда и где Москва может начать ядерные испытания
Δεν υπάρχουν σχόλια :
Δημοσίευση σχολίου